ФЭНДОМ

Категория науки

Aristotel

Научные категории относятся к формам научного познания .Понятие категории введено Аристотелем. В буквальном переводе с греческого это слово означает «обвинение» (подразумевается обвинительное утверждение, высказанное в суде). Аристотель же трактовал это как «высказывание», «утверждение». Именно в таком смысле он применил этот термин к наиболее общим признакам вещей.Он считал человека "политическим животным" ,тем самым говоря что заниматься политикой это естественные побуждения человека .

Любое научное понятие – результат обобщения множества конкретных фактов, установленных в ходе наблюдений и экспериментов. Введение новой категории всегда знаменует собой некий «прорыв», начало нового этапа в науке.

Категориальный аппарат – это не просто совокупность научных понятий, а именно система взаимосвязанных категорий. Изменение смыслового наполнения одного понятия неизбежно вызовет изменение других категорий, поэтому трактовка научных понятий менялась от эпохи к эпохе вместе с картиной мира.

Наиболее общими категориями политологи, охватывающими всю ее проблематику и отражающими ее специфику, выступают категории:

  1. Категория "политика" - Это сложная категория многомерная по содержанию. Производными от нее выступают категории: мировая политика, международная политика, внешняя политика, внутренняя политика, финансовая политика, национальная политика, конфессиональная (религиозная) политика, правовая политика, молодежная политика, геополитика и т.д.;
  2. Категория "политическое" - Также сложное понятие, которое более широко и емко отражает свойства, особенности и принадлежность того или иного процесса, явления, события в сфере политики. Данная категория конкретизируется в таких понятиях, как: политическая жизнь, политическая система, политическая власть, политические отношения, политические интересы, политические ценности, политические конфликты, политические режимы, политические партии, политические действия, политическое участие, политическое сознание, политическая организация общества, политический прогресс.

Этапы становления основных категорий политологии

Категория «Политика». Термин был введён в 4 веке до н. э. Аристотелем (Политика — это искусство управления государством (полисом).// Политика представляет собой многоплановое явление социальное явление, с помощью которого происходит сознательное саморегулирование общества.

Категория «Политическая власть».Термин был введен в Античности. О притягательности власти в ее различных проявлениях писал Макиавелли в труде «Государь».

Политическая власть – право, способность или возможность управлять кем-либо или чем-либо, оказывать решающее воздействие на судьбы или деятельность людей, с помощью различных средств- авторитета, сила, либо принуждения.

Категория «Политическая культура». Термин был введён Гердером в 1789 году.

Политическая культура – совокупность исторически сложившихся и относительно устойчивых ценностей, установок, моделей поведения, опосредующих характер функционирования политической системы.

Категория «Политический режим». Термин политический режим — производный от латинского слова regimen в 20 веке.

Политический режим-совокупность форм, методов, приёмов осуществления политической власти, характер взаимоотношения политических институтов и организаций.

Категория «Политическая идеология». Термин «идеологии» впервые употребил в 1796 г. французский философ Д. де Траси. Этот термин означал новую «науку об идеях», которая должна изучать происхождение мыслей людей. Однако в силу отсутствия объективности идеология не является наукой. Изначально за этим термином закрепилось значение, которое ему придал К. Маркс: система идей господствующего класса. Затем понятие «идеология» было распространено на систему политических идей любого социального института.

Политическая идеология- четко сформулированная система ценностей, ориентированная на выражение политических интересов, основание для формулирования целей политического действия.

Категория "Политический институт"

Категория "Политическая система"

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики