Фэндом

Информационно-кибернетическая модель политической системы К. Дойча

Одним из главных разработчиков модели политической системы как коммуникационной структуры стал Карл Дойч. В 1963 г. он выпустил книгу «Нервы управления: модели политической коммуникации и контроля» (The Nerves of Government), в которой обратился к изучению роли коммуникации в политике.

Дойч определял политическую систему как сеть коммуникаций и информационных потоков. По мнению Дойча, правительство (как субъект государственного управления) мобилизует политическую систему путем регулирования информационных потоков и коммуникативных взаимодействий между системой и средой, а также отдельными блоками внутри самой системы. Интерес к изучению коммуникации зародился в 50-е гг. XX в. и был ориентирован на исследование пропаганды с помощью контент-анализа, анализ языка (символов, идеологических штампов), анализ частоты коммуникаций между официальными лицами (по объему международной корреспонденции). В государственном управлении и политике возможно использование метода, опирающегося на теорию, коммуникации и кибернетику. Согласно этому методу, на «входе» политической системы находятся сообщения, поступающие из внутренних и внешних источников. На «выходе» - политические решения. Функция политики и управления состоит в том, чтобы получать и перерабатывать информацию, а также координировать усилия людей по достижению целей. Основная задача политической системы - вызвать у людей соответствующую ответную реакцию и готовность подчиняться решениям властей. В разработке кибернетической концепции Политической системы К. Дойч использовал количественные методы (изучал сферу торговли, почтовые потоки, дипломатические соглашения). Через изучение передачи информации от лиц, принимающих решения, и деятельность средств массовой информации он пытался выяснить то, как формируются взгляды и представления людей.

Базовая единица анализа у Дойча - информационный поток. Это фактический поток, возникающий в результате перемещения бит информации через информационные каналы. Для интерпретации информации из одного языка в другой используются словари. Канал понимается как вероятность того, что информация проследует в заданном направлении между двумя позициями. Каналы коммуникации бывают официальными и неофициальными. Например, один из информационных каналов правительства - слушание дел на открытых заседаниях. Законодатели имеют каналы коммуникации на избирательных участках. Средства массовой информации представляют собой развитую сеть теле-, радиоканалов. Группы интереса - один из основных каналов коммуникации - имеют контакты с законодательной и исполнительной властями.

К. Дойч выделил три основных типа политических коммуникаций: 1) личные, неформальные коммуникации (face- to-face); 2) коммуникации через организации, когда контакт с органами власти осуществляется посредством партий, групп давления и др.; 3) коммуникации через СМИ (печатные и электронные), роль которых в постиндустриальном обществе постоянно возрастает.Итак, К. Дойч выделяет проблемы динамики и различных информационных потоков, обслуживающих политическую коммуникацию и принятие решений (decision making). Политика и управление - это процесс координации человеческих усилий по достижению совокупных целей. Базовым механизмом, обеспечивающим этот процесс, является решение. В изучении процесса принятия решений акцент у Дойча сдвигается с результата решений на «выходе» политической системы на сам процесс принятия решений.

На «входе» политической системы различные рецепторы (воспринимающие структуры) имеют дело с восприятием информации из ближайшей (внутренней) и международной (внешней) окружающей среды. Роль «рецепторов» могут выполнять информационные службы (правительственные и частные), центры изучения общественного мнения (правительственные приемные, агентурная сеть и т.д.). Рецепторы принимают информацию, анализируют, отбирают и обрабатывают ее.
В пределах аппарата принятия решений информация обрабатывается структурами, представляющими память, комплекс ценностей и собственно центры принятия решений. Память соотносит входящую информацию с прошлым опытом как относительно процессов, так и последствий деятельности. Ценности выполняют нормативную задачу соотнесения возможностей и предпочтений в выборе решения. В аппарат принятия решений входят структуры, ответственные за претворение решения в жизнь и за возвращение информации на «вход».Следующий разряд понятий в концепции Дойча касается процессов, которые формируют коммуникационную сеть. Основное понятие здесь - обратная связь. Здесь Дойч вводит ряд чисто технических понятий: нагрузка, мощность, вместимость информационных каналов и так далее. Обратная связь в политической системе является отрицательной обратной связью.Положительная обратная связь усиливает результаты функционирования системы и приводит к ее неустойчивости. Отрицательная обратная связь ослабляет их и стабилизирует функционирование системы.

Через отрицательную обратную связь центр принятия решений получает информацию о последствиях решений. В соответствии с этим система может переориентировать свои цели. Последствия решений для достижения какой-либо цели в значительной степени будут зависеть от эффективности проведения решений в жизнь. Система должна бьщ> такова, чтобы работать на максимальное достижение целей.

Исполнительные органы и на заключительной фазе реализуют решения, а затем их результаты служат новой информацией через обратную связь для «рецепторов», выводящих систему на новый цикл функционирования.

Таким образом, обратная связь в концепции политической системы К. Дойча - это коммуникационная сеть, которая производит действия в ответ на ввод информации и позволяет включить результаты политических решений в свое последующее поведение. В сфере политики коммуникация является ведущей функцией. Через нее стихийная «воля к власти» оформляется в определенные взаимоотношения между людьми. Политика и коммуникация тесно связаны в любой организации. Власть, принятие решений и коммуникационная сеть воздействуют друг на друга, что способствует распространению правил и норм организации (например, ассимиляция работников какого- либо учреждения с помощью идеологического воздействия).

В целом концепцию политической системы К. Дойча можно оценить следующим образом. Если концепции Д. Истона и Г. Алмонда сконцентрированы на проблемах равновесия политической системы, то внимание Дойча переносится на динамические процессы в политической системе. Дойч писал, что подход с позиций равновесия неприменим к анализу политических систем направленного движения. Политическая система функционирует и достигает каких-либо целей, чтобы изменить свое положение по отношению к окружению и чтобы иметь возможность изменить себя. Политическая система часто оказывается в ситуации, когда какие-то цели оказываются выполненными. Здесь выходит на арену целевая обратная связь - толчок для изменения целей системы. Политическая система должна двигаться от адаптации к изменениям, если она хочет избежать стагнации и долговременного упадка, если она стремится к росту. Трансформация системы относится к способности вырабатывать саморегулирующие процессы. Подход К. Дойча, по мнению О.Р. Янга, может мало дать для анализа власти, однако он незаменим для исследования контроля и управления.

Таким образом, политическая система в коммуникационной теории выступает технологией, перерабатывающей полуфабрикаты общественного мнения и запросов в политические решения. Технология здесь - это перевод информации из неофициальных каналов в официальные. Политическая система в данном подходе отождествляется с управлением и рассматривается как процесс координации индивидуальных и групповых усилий для достижения определенных политических целей. Главный механизм, посредством которого этот процесс проявляет себя, не функция, как считают сторонники структурного функционализма, а принятие и осуществление решений. Принятые политические решения приводят к определенным последствиям и оцениваются с позиций ценностей и авторитетности.

Также на Фэндоме

Случайная вики