ФЭНДОМ

Процесс образования набора специальных норм и правил, задающих рамки человеческого существования (Меркель). Этот набор придает устойчивости взаимоотношениям. Этот процесс начинается с выделения статусно-ролевых групп, которые призваны руководить жизнью общества В родоплеменного общества глава рода или вождь племени был просто \"первым среди равных\" - он в выполнял такую же работу, как и остальные члены сообщества и только попутно, эпизодически выполнял управленческие функции

Усложнение социальной структуры требовало профессионального занятия управленческим трудом ею Например, Русская Правда - первый, датированный 1016 г, древнерусский писаный свод норм светского права - фиксирует именно выделение специальных статус-ных групп (как их называли: служилых людей или княжеских мужей), которые непосредственно участвовали в управлении, судопроизводстве.

Одновременно со становлением статусной управляющей группы, происходило создание нормативно-правовой системы, регулирующая характер взаимодействия этой группы с остальным обществом Регламентация отношений между же руководителями и подчиненными сводится, как правило, к фиксации сферы компетенции руководителей, т.е. пределов их власти Исторической тенденцией здесь является сужение границ произвола властной группы, защите прав подчиненных Современные законы четко указывают границы власти должностных особ.

Для поддержания нормативно правовой системы создается механизм санкций, который обеспечивает выполнение индивидами приписываемых законодательством норм и правил.

Главным следствием институализации власти является формирование в обществе устойчивого механизма, который обеспечивает постоянное воспроизводство политических властных институтов, укорененные в сознании людей определенных образцов политического поведения.

Если большинство членов общества считает, что власть находится в руках тех людей, которые имеют на нее право, такая власть считается легитимной. В демократическом государстве лицом, обладающим легитимной властью выбранный государственный деятель, в монархии - наследственный обладатель трона. Право такого лица управлять государством не может быть подвергнуто сомнению даже, если отдельные ее действия вызывают всеобщее неодобрение в обществе.

По определению американского социолога и политолога Сей-мура Липсета (род. В 1922), легитимность предполагает способность системы порождать и поддерживать веру, что существующие политические институты являются наиболее подходящими для общества.
В случае же, если власть основывается не на ожиданиях определенных образцов политического поведения со стороны общества, а опирается на принуждение и насилие, она считается нелегитимной. Те, кто имеет нелегитимную власть не является наделенными со стороны общества правом применять принуждение к тем, к кому они его употребляют.
Потеря легитимности власти всегда имеет определенные внешние признаки. Она выражается в нарастании недовольства граждан властью, массовых выступлениях, завершенных, нарушениях привычных норм взаимоотношений между властью и гражданами и, как следствие, в повышении роли карательных органов, применении силы.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики